Правительство Оренбургской области. Министерство образования.
Главная страница Написать нам Карта сайта
Общие сведения о министерстве
Официальные документы
Органы управления образованием
Версия для слабовидящих
Новости
Новости территорий
Проекты
Государственные программы
Дошкольное образование
Общее образование
Система профессионального образования
Воспитательная работа и дополнительное образование детей
Социальная поддержка детей
Педагогические кадры
Экономика и статистика
Информатизация системы образования
Наука и научно-техническая деятельность
Пресс-центр
Информационные материалы
Лидеры образования
Ссылки
Интернет-приёмная
Государственные услуги
Государственные закупки
Комплексная безопасность образовательной организации
Проекты нормативно-правовых актов
Противодействие коррупции
Выполнение Указов Президента РФ
Независимая оценка качества образования
Открытые данные
 
ЕГЭ
 
Найди меня мама
 
Федеральное агенство по образованию
 
ВПС

ВПС / Новости

 

<<назад / Федеральные

"Кто будет обучать наших детей в школах - бакалавр или магистр? Вузы перед выбором..."

С 1 сентября 2009 года войдут в нашу вузовскую систему образовательные уровни с бакалавриатами и магистратурами. Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" был принят на заседании Госдумы 11 октября 2007 г. по инициативе фракции "Единая Россия" и ратифицирован 17 октября Советом Федерации. Закон утверждает двухуровневую систему высшего профессионального образования. Студенты будут учиться 4 года по программе бакалавриата, затем еще 2 года - в магистратуре. Для получения степени «специалист» учиться придется не менее пяти лет.

Какие трудности возможны при реализации схемы "бакалавриат - магистратура"? Приведет ли эта схема к устранению дисбаланса потребности рынка труда и потребности научных школ, программы подготовки в высших профессиональных учебных заведениях? Насколько качественно будет подготовлен специалист, в том числе школьный учитель, за четыре года обучения в бакалавриате? Почему представители профессорско-преподавательского состава некоторых вузов неоднозначно отреагировали на внедрение европейской системы образования? Не снизит ли новая система количество бюджетных мест?
На эти и другие вопросы ответили:

- Валентина Иванова, депутат Госдумы РФ (фракция "Единая Россия"), заместитель председателя Комитета по науке и образованию, сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания;
- Сергей Гончаров, проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

Как сообщила Валентина Иванова, принятию закона о двухуровневом образовании предшествовало его широкое обсуждение с ассоциациями вузов, союзами ректоров, работодателями, представителями Министерства образования и науки, преподавателями ведущих вузов России. Как рассказала депутат, было три аргумента «против»: будем готовить неполноценных специалистов; будем идти не своим путем в угоду Западу; разрушим хорошую советскую систему образования. Все три категории аргументов, по мнению Ивановой, не имеют под собой почвы. Хотя бы потому, что сегодня только 30% выпускников высшей школы работают по специальности. Остальные приспосабливаются на свой страх и риск к новым условиям жизни и работы. Эту ситуацию поможет изменить недавно принятый закон о двухуровневом образовании. А именно система бакалавр-магистр-специалист вернет учащейся молодежи реалии жизни, даст возможность личного выбора специальности и работы еще на стадии учебы.

Кроме того, отметила Иванова, сегодня во многих вузах нет связи с предприятиями. Отменена система распределения выпускников. Государственный заказ формируется Министерством образования, а не Министерством промышленности, за что Президент РФ сделал серьезные замечания министру Андрею Фурсенко «Получается, что сегодня мы готовим специалистов в никуда. А это очень разрушительно для государства», - заявила Валентина Иванова.

По ее утверждению, система бакалавр-магистр-специалист позволит российской высшей школе на равных конкурировать с зарубежной высшей школой, а конкуренция всегда полезна. Отвечая на вопросы журналистов, Иванова подчеркнула, что принятый закон о двухуровневом образовании не уменьшит число бюджетных мест в вузах. По ее словам, новый закон не отменяет правовую норму, введенную еще в 1991 году: 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения. Более того, в настоящее время на практике существует норма 200 бюджетных мест на 10 тысяч населения. Иванова напомнила, что в советское время эта норма равнялась 175. Как отметила Иванова, думский Комитет по образованию стоит также на страже другого норматива: и бакалавры, и магистры освобождаются от службы в армии. И лишь в том случае, когда между их подготовкой случается временной разрыв, отсрочка от службы в армии отменяется.

По словам Сергея Гончарова, большинство выпускников Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена не работает в школе. Но это вина не вуза, а государства, которое не дает молодому учителю соответствующих условий жизни, не обеспечивает его жильем и платит нищенскую зарплату. По его мнению, способность молодого специалиста РГПУ адаптироваться к совершенно новым для него условиям, как раз говорит о высоком качестве обучения. И это во многом обеспечивается внедрением в РГПУ еще с 1993 года элементов Болонской системы. Как заявил в ходе пресс-конференции Сергей Гончаров, закон о двухуровневом образовании предусматривает переход вузов с привычной 5-ти балльной системы оценок на 100-бальную. Но ни студенты, ни преподаватели не готовы сегодня к таким переменам. По его словам, каждый вуз будет иметь свободу выбора системы оценок. Но, несмотря на это, администрации вузов должны вести разъяснительную работу и среди преподавателей, и среди студентов. Переход на новую систему оценок можно, по словам Гончарова, разделить на две части: техническую и содержательную. Техническую предстоит рассчитать. Что касается содержательной, то она очевидна уже сегодня. Жизнь стремительно меняется, повышается роль визуальной и электронной информации. Поэтому в поле компетентности преподавателей должна входить не только предметная составляющая, но и кругозор, культурный уровень, умение анализировать события, знание рынка труда, типов занятости... Все это преподаватель должен передавать студентам, постоянно обновляя свои знания, а не читая пожелтевшие страницы когда-то написанных лекций. Отсюда и многогранность оценки знаний, которые получают студенты.25 октября 2007 Владимир Путин подписал закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования. http://www.rg.ru/2007/10/26/vuz.php

Новости с сайта www.pedagogsobr.ru

22.10.2007