Правительство Оренбургской области. Министерство образования.
Главная страница Написать нам Карта сайта
Общие сведения о министерстве
Официальные документы
Органы управления образованием
Версия для слабовидящих
Новости
Новости территорий
Проекты
Государственные программы
Дошкольное образование
Общее образование
Система профессионального образования
Воспитательная работа и дополнительное образование детей
Социальная поддержка детей
Педагогические кадры
Экономика и статистика
Информатизация системы образования
Наука и научно-техническая деятельность
Пресс-центр
Информационные материалы
Лидеры образования
Ссылки
Интернет-приёмная
Государственные услуги
Государственные закупки
Комплексная безопасность образовательной организации
Проекты нормативно-правовых актов
Противодействие коррупции
Выполнение Указов Президента РФ
Независимая оценка качества образования
Открытые данные
 
ЕГЭ
 
Найди меня мама
 
Федеральное агенство по образованию
 
ВПС

Сведения о ДОУ в области

 

<<назад/ Информационная справка «О деятельности органов управления образованием по обеспечению прав детей 5-6 лет на предшкольное образование»

В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного образования, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет.

Следовательно, предшкольная подготовка обусловлена государственным заказом и заказом родителей.

Сегодня 50% детей, не посещающих дошкольные учреждения, не готовы к обучению в начальной школе. Эту проблему необходимо решать.

Готовность ребенка к школе не просто находится в одном смысловом поле с проблемой качества дошкольного образования, но и во многом определяет саму ее постановку. В общегосударственном аспекте качество системы дошкольного образования можно определить мерой ее адекватности социально-экономическим условиям общества. В социальном аспекте оно оценивается по соответствию образовательных услуг реальным запросам родителей. Качество системы в педагогическом аспекте измеряется созвучностью содержания дошкольного образования идеям вариативности, педагогики развития, личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Проведенный анализ состояния дошкольного образования в Оренбургской области выявил объективную потребность и наличие необходимых предпосылок для реализации предшкольной подготовки детей 5-7 лет.

По состоянию на 01.09.2006 г. в Оренбургской области функционирует 800 дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов, которые посещают более 70 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, что составляет 57,1% охвата детей дошкольным образованием.

Соответственно, 42,9% (59484) детей в возрасте от 1,5 до 7 лет остаются за рамками системы дошкольного образования по различным причинам. Основными из них являются:

- состояние здоровья детей;
- отсутствие дошкольного учреждения по месту жительства (село);
- отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях.

По-прежнему, главной задачей ОУО остается обеспечение общедоступности дошкольного образования.

В территориях ведется кропотливая работа по созданию базы данных о детях, не посещающих детские сады. Отмечается положительная тенденция развития новых форм предоставления услуг детям дошкольного возраста в условиях неполного дня, неполной недели – открыты группы кратковременного пребывания (ГКП) различных видов: по подготовке к школе, оздоровительные, прогулочные, адаптационные и другие: их функционируют 720, в них 7 тыс. детей. Режим работы ГКП составляет от 1 часа до 5-6 часов в день. С учетом этих групп охват детей дошкольным образованием в регионе составляет более 77%.

Для обеспечения всем дошкольникам равных стартовых возможностей при поступлении в школу в регионе широко используются разные формы получения детьми 5-6 летнего возраста предшкольного образования. Предшкольное образование осуществляется как на базе дошкольного образовательного учреждения, так и в других образовательных учреждениях системы образования.

Анализ существующих на сегодняшний день в региональной системе дошкольного образования форм организации работы по подготовке детей к школе показал, что данный вид деятельности осуществляется, в основном, на базе ДОУ (из 19322 детей 5-6 летнего возраста в 2006 году 10972 обучаются в старшей и подготовительной группах детского сада, еще 3789 охвачены подготовкой к школе в разных других формах: это центры развития ребенка, прогимназии, подготовительные курсы на базе средних общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и частных общеобразовательных учреждений).

Однако проведенные в области исследования и представленный на зональных семинарах и областном совещании опыт работы территорий по предшкольному образованию позволили сделать вывод, что основная масса подготовленных к школе детей пришла из детского сада.

Учитывая индивидуальные особенности детей, а также пожелания и возможности их родителей, при реализации предшкольного образования органы управления образованием в территориях предоставляют целый спектр услуг.

В настоящее время в г.г.Оренбурге, Бузулуке, Гае, Орске, Первомайском, Ташлинском, Акбулакском и других территориях нашей области сформировалось несколько моделей предшкольной подготовки как промежуточной ступени между детским садом и начальной школой.

Первая. Предшкольная группа организована в детском саду для детей, не посещающих по разным причинам детский сад, как дополнительная образовательная услуга. С детьми работает воспитатель детского сада, реализуя одну из программ дошкольного воспитания.

Вторая. Предшкольная группа создана в учреждении дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад. С детьми работает педагог дополнительного образования, также выполняя программу дошкольного образования.

Третья. В небольших селах организована работа предшкольной группы, работает в ней учитель, на занятия к которому в школу приходят дети, не посещающие детский сад, а также взрослые на время занятий приводят детей из малочисленной разновозрастной группы детского сада. Задача учителя – компенсировать для детей, не посещающих дошкольное учреждение, содержание подготовительной группы детского сада.

Четвертая. Подготовительная группа детского сада является одновременно предшкольной. Занятия ведет учитель, который затем продолжит работу с этими детьми в первом классе.

Пятая. В селе, где нет детского сада, для детей организована предшкольная группа с реализацией программы детского сада. Работает с детьми воспитатель группы кратковременного пребывания, работник школы.

Все перечисленные модели организации предшкольной подготовки предполагают:

- соответствие образования сензитивным периодам развития ребенка;
- опору на индивидуальные особенности и природу ребенка;
- деятельностный подход в обучении;
- диалоговое взаимодействие педагога и ребенка.

Все группы предшкольной подготовки созданы для того, чтобы выполнить более полный объем содержания дошкольного образования – развития детей.

Вместе с тем, необходимо отметить ряд проблем, негативно влияющих на качество дошкольного образования:

1. Остаточный принцип финансирования ДОУ.
2. Несовершенство законодательной базы на федеральном уровне.
3. Слабый контроль со стороны органов управления образованием за качеством предоставления дошкольными образовательными учреждениями образовательных услуг населению.
4. Недостаточно скоординированный подход к предшкольному образованию.
5. Отсутствие системного подхода к оценке функциональной готовности детей к школьному обучению.
6. Не разработана система взаимодействия с родителями, осуществляющими воспитание детей дома.
7. Отсутствие своевременного обследования и выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии.

В связи с большой социальной значимостью выравнивания возможностей при поступлении детей в общеобразовательные учреждения необходимо решить следующие задачи:

1. Продолжить работу по повышению качества и доступности дошкольного образования для детей из всех слоев населения.
2. Усилить контроль за качеством предоставления образовательных и других видов услуг населению на основе экспертизы учебных планов ДОУ, утвержденных и согласованных с органами образования и ФГУ Роспотребнадзора, обеспечения ДОУ образовательными программами и полным комплектом учебно-методических пособий к ним;
3. Создать систему работы по формированию единого образовательного пространства, осуществлению преемственности дошкольного и начального общего образования, единых требований детского сада и школы к уровню функциональной готовности детей к школьному обучению;
4. Формировать условия для открытия на базе дошкольных образовательных учреждений групп кратковременного пребывания с целью повышения доступности и качества дошкольного образования; определить виды дополнительных льгот бесплатного содержания детей в ГКП ДОУ (дети вливаются в списочный состав действующих групп) и другие варианты.
5. Усовершенствовать формы взаимодействия с родительской общественностью по подготовке детей к обучению в школе.
6. Создать условия для открытия на базе образовательных учреждений коррекционные группы по предшкольному образованию для детей, имеющих отклонения в развитии.
7. Отказаться от понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы первого класса) и обратить особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен, прежде всего, определяться тем, что они – дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

При организации предшкольного образования необходимо учитывать, что:

- содержание предшкольного образования не должно дублировать программы начальной школы;
- занятия не могут строиться по типу классно-урочных;
- содержание образовательного процесса должно быть направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на развитие у детей школьно-значимых качеств и умений (любознательности, творческого воображения, коммуникативности, речи, мышления, произвольного внимания, памяти и т.д.);
- необходимо проводить работу с родителями, информировать их о роли предшкольного образования для успешного обучения детей в школе.

Группы предшкольного образования детей могут функционировать на базе:

- дошкольных образовательных учреждений;
- образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад»;
- средних и основных общеобразовательных школ;
- учреждений дополнительного образования.

Организация и функционирование предшкольных групп регулируется Положением о группе предшкольной подготовки детей 5,5 – 7 лет, которое разрабатывается, утверждается образовательным учреждением самостоятельно и согласуется с учредителем.